Более 30 церквей, а также множество доходных домов – каждый с неповторимым обликом, спроектировал великий архитектор Николай Никонов. Зодчий ввел своеобразную моду на русский стиль в архитектуре. Поэтому в начале XX века то и дело появлялись яркие здания, которые можно рассматривать бесконечно.
На прогулке полюбуемся зданиями, где жил Никонов – их декор просто поражает. Уделим внимание храмовой архитектуре. Многие церкви, к сожалению, уже утрачены. Но оставшиеся отличаются особым очарованием и благостной атмосферой – в них много лет молились люди, а ведущие специалисты вкладывали душевные силы в украшение.
ДОМ-ПРЯНИК И НИКОЛЬСКАЯ ЦЕРКОВЬ
Первую остановку сделаем в Поварском переулке – пройдем к «кулинарному» шедевру. Доходный дом Никонова, расположенный на Колокольной, 11, называют пряником. Фасад так богато украшен мозаикой и керамикой с растительными элементами, что напоминает лакомство, покрытое глазурью. Эркеры и кровля сделаны в форме шатров. Автор этого великолепия купил участок, где стояло здание, принадлежавшее купцу Абрамову, перестроил двухэтажку в пятиэтажку. Семья архитектора занимала одну из квартир. На экскурсии узнаем, какие элементы уцелели со времен Никонова, а что сохранить не удалось.
Также увидим место, где раньше располагался грандиозный храм на полторы тысячи человек. Его возвели в московском стиле XVII века по проекту Никонова. Здание отделали желтым глазурованным кирпичом и установили на фасаде 39 изразцовых икон работы Польо. После Революции храм стал одним из центров обновленчества. Войну получилось пережить, а варварское отношение к религиозным ценностям – нет. К сожалению, церковь утрачена, и во время прогулки гид расскажет, при каких обстоятельствах ее сравняли с землей.
ДОМ БАСИНА
На площади Островского поговорим о начале карьеры зодчего. Он был выходцем из крестьянской семьи, родом из Ярославской губернии. В 1872 году поступил вольнослушателем в Петербургскую академию художеств. Одна из первых работ мастера – место, где жила творческая интеллигенция: актеры и режиссеры. Пятиэтажное здание напоминает русский деревянный терем. Эркеры, пилястры, лепные кружевные узоры, наличники, кокошники – всё это услаждает взгляд ценителей архитектуры. Дом отличают живописный декор фасада и сложная форма стен. Это творение стало частью ансамбля площади, сформированного Росси, но выделяется на фоне классических строений. Архитектор Басин не побоялся стилевого несоответствия и привлек к сотрудничеству Никонова. Когда на площади Островского появился дом, напоминающий работы древнерусских мастеров, возникла легенда. Согласно ей, императора Александра III впечатлила архитектура здания, поэтому он захотел возродить русские национальные традиции. Как воплощалась эта идея в жизнь, узнаем от гида.
ПОДВОРЬЕ НОВО-АФОНСКОГО МОНАСТЫРЯ
Одна из самых известных обителей в стране была основана на отрогах Каказских гор. Здесь обосновались монахи Староафонского монастыря в Греции. Под покровительством Александра III в новом месте наступило процветание. А в Петербурге стали строить трехэтажное подворье по проекту Николая Никонова, избравшего тоже московский стиль XVII века. Оно было заложено в 1886 году епископом Ладожским Арсением. Восьмиглавый храм мог принять до 2,5 тысячи человек. Строительство велось довольно скоро, благодаря финансированию купцами. И уже спустя 2 года прошло торжественное освящение главного придела. Иконостасы привезли из Москвы, а образа написали в Пантелеймоновском монастыре на Афоне. Кроме того, были присланы несколько икон. В их числе списки Иверской иконы Богоматери, великомученика Пантелеймона и апостола Симона. Существовал церковь относительно недолго. В 30-х годах здание перестроили в фабрику игрушек, а сейчас здесь располагается бизнес-центр.
ПОКРОВСКАЯ ЦЕРКОВЬ
На Боровой улице красуется Храм Покрова Пресвятой Богородицы, который мы посетим с экскурсией. За образец Никонов взял ярославские храмы XVII столетия. Изначально здание венчали девять глав, ввысь вздымалась колокольня. Богатый декор просто поражал, как и иконостас из цветной майолики. А слава хора под руководством знаменитого Чеснокова выходила далеко за пределы Петербурга. Как это зачастую случалось, после Революции церкви пришлось претерпеть немало изменений. Здание перестроили, лишив оригинального декора, колокольня осталась без высокого шатра. Одно время помещения занимали даже баптисты, но затем представители этого течения подыскали себе другое место. Так Покровский храм снова обрел православный приход. Несмотря на утрату первоначального облика, внешний вид по-прежнему оставляет сильное впечатление. Сделаем остановку у этого места, поговорим о перспективах реконструкции, полюбуемся фасадами, а также заглянем внутрь и осмотрим внутреннее убранство духовного центра.
ЦЕРКОВЬ ШЕСТОКОВСКОЙ ИКОНЫ
Обратим внимание на памятник архитектуры, построенный в конце XIX века, и освященный в 1900 году при участии Иоанна Кронштадтского. Название храму дал чудесно обретенный образ, который также именуют Шелтомыжским в честь тверского села, где он ранее хранился. Спустя 32 года творение Никонова закрыли и обезглавили. А еще через 60 лет здание передали грузинской общине, представители которой способствовали восстановлению храма. Шестоковский образ Богоматери написали специально грузинские иконописцы, и благодаря горскому колориту он стал только милее для прихожан. Местная община часто собирается здесь, в том числе, в национальные праздники и дни памяти чтимых святых, например, равноапостольной Нины и великомученика Георгия. Богослужение ведется на грузинском и церковнославянском языках. На экскурсии увидим, что осталось от никоновского наследия.
ПОДВОРЬЕ ЛЕУШИНСКОГО МОНАСТЫРЯ
Заглянем еще в одно место, благословенное Иоанном Кронштадтским. Первым настоятелем храма был племянник преподобного – Иоанн Орнатский. Сестры Леушинского монастыря написали одноименную икону. А росписи в куполе сохранились до настоящего времени. Зодчий не изменил своему излюбленному стилю, и мы можем наблюдать талантливое архитектурное решение. Хотя судьба подворья складывалась тоже непросто. Сюда переместилась духовная жизнь монастыря после закрытия. Таким образом, под видом прихода прямо в центре города почти десять лет реально действовала женская обитель. Но потом монахинь арестовали, а здание передали в ведение психоневрологического диспансера. В 90-годы появилась непростая задумка вернуть комплекс РПЦ. Сложность заключалась в том, что здание занимало лечебное учреждение, потому решение вопроса растянулось на годы. В Храм Иоанна Богослова вернулись святыни Леушинского монастыря, главная из которых – выносной крест с мощами святого Иоанна Предтечи.
СВЯТО-ИОАННОВСКИЙ МОНАСТЫРЬ
Проект монастыря, представленный Никоновым, рассмотрел и утвердил император Николай II. Строительство началось в 1900 году. Небольшой участок земли пожертвовал купец Симеон Раменский. Священник отец Иоанн с особым вниманием следил за возведением храма, старался его как можно лучше обустроить. Сначала планировалось сделать подворье Сурского монастыря, что в Архангельской области. Но постройка оказалась настолько значительной, что не осталась просто подворьем. Мощную поддержку обеспечила небывалая любовь народа. Спустя год освятили главный придел собора во имя 12 апостолов. Храм венчали пять мозаичных куполов с золочеными крестами, а с западной стороны высилась колокольня. Гид расскажет о дальнейшей судьбе монастыря и возобновлении здесь духовной жизни.
ДОМ НИКОНОВА
В заключительной части экскурсии увидим дом на Большом проспекте Петроградской стороны. Николай Никонов построил здание для себя, хотя и владел этой недвижимостью совсем недолго. Дом возвели по проекту зодчего в 1901 году. Кирпичный фасад по Большому проспекту оформлен в стиле поздней эклектики, прослеживаются мотивы русского стиля. Особую нарядность придает кирпичная кладка из полихромного кирпича, создающего разноцветные узоры. Фасад по Большой Пушкарской привлекает красным и желтым цветами. Уже через три года после строительства архитектор покинул этот дом. Жили здесь купцы, инженеры, ученые, размещались лаборатория и книжный магазин. После Революции в квартирах устроили коммуналки. Сейчас дом снова многоквартирный, и здесь, как и 120 лет назад, кипит жизнь.
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Золотая пора оставляет за собой право корректировки маршрута
и времени экскурсии в зависимости от загруженности дорог и графика работы музеев.
Дата: 22 ноября
Время: 10:00 (встреча возле арки между домами три и пять Поварского переулка за 15 минут до отправления )
Стоимость экскурсии: 1290.00 руб.
В стоимость включено:
➤Проезд на комфортабельном автобусе
➤Экскурсионное сопровождение
➤Посещение Храма Покрова Пресвятой Богородицы с экскурсией
Внимание! Все участники экскурсии должны иметь при себе документы, удостоверяющие личность.
Питание не предусмотрено (рекомендуем взять перекус с собой).
⚠ ВАЖНО! После оплаты заказа в личном кабинете необходимо заполнить персональные данные. Только после этого можно будет выбрать места в автобусе.
Чтобы отправиться на экскурсию, организованную СП «Золотая пора», вам необходимо указать персональные данные, заполнив все поля формы.
СП «Золотая пора» не несет ответственность за отказ в предоставлении или введение ложной информации участником. В случае указания неверных/неактуальных данных, участнику может быть отказано в оказании услуги.
Персональные данные используются и обрабатываются в соответствии с Соглашением об обработке персональных данных: (ссылка на соглашение). ООО «СП Золотая пора» применяет все необходимые правовые, организационные и технические меры по обеспечению безопасности персональных данных в соответствии со ст.19 ФЗ № 152-ФЗ «О персональных данных».
Дорогие участники, для подтверждения льгот необходимо иметь с собой пенсионное удостоверение и паспорт. Обратите внимание, что пенсионное удостоверение не действительно без паспорта!